Что делать, если заглох на экзамене?
Что делать, если заглох на экзамене в ГИБДД: инструкция по спасению ситуации
Момент, когда машина резко останавливается и из-под капота доносится тишина, а не ровный гул мотора, — кошмар любого экзаменующегося. Кажется, что все пропало и оценка «НЕ СДАЛ» уже неизбежна. Но это не так! Что делать, если заглох на экзамене — вопрос, который волнует тысячи будущих водителей. Главное — знать, что сама по себе эта ошибка не является критичной. А вот ваша реакция на нее — да.
Почему машина глохнет? Основные причины
Понимание причины поможет быстрее среагировать и избежать повторения ошибки.
Резкий бросок педали сцепления. Самая частая ошибка новичков при трогании с места. Двигатель не успевает «подхватить» нагрузку и глохнет.
Недостаточные обороты двигателя («недогазовал»). При отпускании сцепления двигателю не хватает мощности, чтобы сдвинуть автомобиль с места.
Трогание на подъеме без использования ручного тормоза. Автомобиль откатывается назад, и водитель в панике глушит двигатель.
Забыл переключиться на нейтраль при остановке. При торможении на передаче без выжима сцепления машина может заглохнуть.
Низкие обороты холостого хода на учебном автомобиле. Машины в автошколах часто настроены на экономный режим, что требует более аккуратной работы с педалями.
Алгоритм действий: что делать сразу после того, как заглох
Ваша главная задача — не поддаться панике. Действуйте спокойно и по порядку.
Фиксируем автомобиль. Первое и самое важное действие! Незамедлительно зажмите педаль тормоза и полностью выжмите сцепление. Если вы заглохли на подъеме (эстакаде), немедленно затяните ручной тормоз. Это предотвратит откат и покажет экзаменатору, что вы контролируете ситуацию.
Переведите рычаг КПП в нейтральное положение. Это обязательный шаг перед повторным запуском двигателя.
Заведите автомобиль снова. Поверните ключ зажигания. Сделайте это спокойно, не дергаясь.
Продолжите выполнение упражнения или движение. Вспомните, что вы делали до момента остановки, и повторите маневр, но уже с учетом своей ошибки. Действуйте более плавно.
Важно: По ПДД, водитель обязан быть готовым к внезапной остановке транспортного средства. Ваши действия по restart двигателя и продолжению движения — это часть теста на собранность.
Как это влияет на результат экзамена?
Однократная ошибка — это, как правило, мелкая ошибка (1 балл) по таблице оценок. Если вы быстро завелись и продолжили движение без других нарушений, экзамен еще не провален.
Грубым нарушением (5 баллов и автоматический «не сдал») это становится только в том случае, если из-за заглохания вы создали аварийную ситуацию (например, заглох на железнодорожном переезде или на пешеходном переходе) либо не смогли тронуться с места в течение 30 секунд.
Главная опасность — не само заглохание, а последовавшая за ним паника. Именно паника leads к тому, что кандидат забывает включить нейтраль, зажать тормоз и в итоге допускает уже грубые ошибки.
Как избежать заглохания: профилактика на экзамене
Отработайте до автоматизма «эстакаду». Трогание на подъеме — самый частый источник проблем. Доведите до мышечной памяти последовательность: выжать сцепление, включить первую передачу, плавно нажать газ до 1500-2000 об/мин, плавно отпускать сцепление до момента «схватывания» (машина немного присядет), снять с ручника, добавить газа и полностью отпустить сцепление.
Помните о «нейтралке». При любой остановке дольше чем на 5-10 секунд (на светофоре, перед стоп-линией) привыкайте ставить коробку в нейтральное положение. Это снимет нагрузку с двигателя и вы не заглохнете, случайно отпустив сцепление.
Почувствуйте автомобиль. Перед экзаменом посидите в машине, почувствуйте работу педалей. Каждая машина немного «своеобразна».
Не торопитесь. У вас есть время. Лучше тронуться на секунду позже, но плавно, чем заглохнуть из-за спешки.
Чего делать НЕЛЬЗЯ
Паниковать, кричать и жестикулировать. Сохраняйте олимпийское спокойствие.
Сразу пытаться завести машину, не выжав сцепление и не поставив КПП на нейтраль. Это бесполезно и опасно.
Забывать про тормоз и ручник. Это может привести к откату и созданию аварийной ситуации.
Сдаваться. Даже если вам кажется, что все пропало, продолжайте выполнять упражнение. Возможно, вы получите лишь несколько штрафных баллов и сдадите.
Помните: заглохнуть на экзамене по вождению — это обычная ситуация, которая случается с большинством кандидатов. Экзаменаторы это понимают. Их задача — оценить не идеальность вашего вождения, а вашу безопасность. Справились с нештатной ситуацией без паники, обезопасили автомобиль и продолжили движение? Значит, вы показали себя как адекватный и собранный водитель. И это ценится гораздо выше, чем идеальное выполнение всех элементов с первого раза.